г. Королев

Как из старых покрышек делают дороги?

21.10.2020

Одни делают из старых покрышек клумбы в огороде и строят заборы. Другие топят ими печь котельной или электростанции. Но самые продвинутые перерабатывают резину особым образом, чтобы делать из нее дороги. Использовать старые покрышки в дорожном строительстве придумали давно. 


Резина — ценное сырье, способное передать асфальту свои полезные свойства. Эксперименты по использованию автомобильной (и не только) резины в качестве модифицирующего компонента для асфальтобетона начались более 50 лет назад в США. В Калифорнии, например, половина дорог нынче устроена из асфальта с резиновым компонентом. Старается не отставать и Европа, где к резино-асфальтовым технологиям подошли, с другой стороны. Если в США отталкивались от идеи повышения долговечности дорожного покрытия, то Европа начала переработку шин, стараясь избыть собственные экологические комплексы. На самом же деле, даже не будь на свете использованных покрышек, резину стоило бы добавлять в асфальт. Это подтверждают проведенные во многих странах, в том числе и СССР, исследования. Да и в России много проделано работ. Ведь доказано: асфальт с добавлением резиновой крошки более эластичен, он более стойко переносит перепады температур, долго не трескаясь как в южном, так и северном климате, что увеличивает срок службы полотна на 5–10 лет. При этом расходы на ремонт сокращаются на порядок. Резиновая крошка улучшает дренажные свойства асфальта, что снижает износ полотна во время дождей. Кроме того, за счет увеличенного сопротивления скольжению вероятность заносов на таком покрытии снижается. Эксплуатация прорезиненных дорог доказывает, что количество несчастных случаев со смертельным исходом снижается здесь на 50 %. Резиновая крошка относится к группе нетоксичных материалов, не образует вредных соединений в воздушной среде и сточных водах. В присутствии других веществ — экологически безопасна. Однако сам технологических процесс очень дорогой. Тем не менее сотни километров дорог построены в России с использованием резинового вторсырья и этих километров, к нашей радости, с каждым годом становится все больше.


Тем более что и технологии не стоят на месте. Так в 2019 году мексиканский студент и лауреат национальной премии имени Джеймса Дайсона, Антонио Брисеньо Кармон, представил новое дорожное покрытие, самовосстанавливающееся при контакте с водой. Главной целью исследования Кармоны являлось решение проблемы повреждения дождевой водой дорожного покрытия, которое проявляется в появлении множества трещин.


Стоит задуматься, старые шины – ценное сырьё, а в естественных условиях они разлагаются не менее 100 лет. А сжигать их ежегодно миллионами штук, а уж тем более закапывать, — действительно варварство по отношению к окружающей среде.

Назад к списку