Вклад воинов – дорожников в победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
г. Королев

Вклад воинов – дорожников в победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

06.05.2020

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в результате многочисленных ожесточенных боев были разрушены не только города и села, но и автомобильные дороги. Восстанавливали разрушенные трассы, следовавшие за нашими войсками, военные дорожники, объединенные под общим названием ВАДовцы. Они расчищали трассы от хлама, оставленного вражескими войсками, строили колейные дороги, реконструировали проезжую часть разрушенных основных дорог, строили и восстанавливали мосты. Кроме того, ВАДовцы принимали меры для обеспечения безопасности движения, одной из которых была маскировка – для дезориентации противника делали ложные военные объекты и целые аэродромы.


Цифры Победы рассказывают о неоценимом вкладе и подвиге дорожников в Великую Победу:


359 тысяч километров – общая протяженность военно-автомобильных дорог, которые находились на балансе советских дорожников в период 1941-1945 годов.


100 тысяч километров автомобильных дорог было восстановлено и отремонтировано советскими дорожниками для обеспечения военных операций во время войны. Для проезда техники и прохода войск было построено более 1 миллиона мостовых сооружений. Также дорожники принимали активное участие в ремонте техники, восстановив за годы войны более 800 тыс. боевых и гражданских средств.


172 моста было построено и более 90 восстановлено дорожниками-мостовиками Западного фронта в ходе Московской битвы на Варшавском шоссе. 49 паромных переправ и 6 наплывных мостов были наведены для обеспечения наступления на участке между Саратовом и Астраханью. В сражении принимали участие воины 42 дорожных батальонов, обеспечившие строительство мостов через Ахтубу и в дельте Волги, а также на Дону.


45 дорожных частей принимали участие в битве за Москву. В ходе сражения дорожниками была подготовлена кольцевая автомобильная дорога вокруг столицы протяженностью 125 километров. С её помощью осуществлялась быстрая разгрузка железнодорожных составов на подходах к городу, и транспортировка новых пополнений войск на боевые позиции.


140 дорожных частей принимали участие в Курском сражении.

Дорожниками было построено и отремонтировано 2750 километров дорог, 3100 мостов, общей протяженностью 19 тысяч метров.


7 воинов-дорожников приняли бой в апреле 1942-го года на 134-м километре Минского шоссе, преградив путь наступающим немецким частям. Старший сержант Иванов, сержант Гасилов и рядовые Серов, Сапронов, Сергеюк, Кузьмин и Пышнов до последнего удерживали рубеж, пожертвовав своими жизнями, тем самым помогли выиграть необходимое для перегруппировки советских войск время.

По легендарной Дороге Жизни, проложили которую лучшие дорожники Ленинградского фронта, из блокадного Ленинграда в 1942 году было эвакуировано более 550 тысяч человек (стариков, женщин, детей и раненых). В первую зиму работы переправы в осажденный город доставлено более 61 тысячи тонн грузов, свыше 500 танков, тракторов и автомобилей.

3 тысячи вражеских мин было снято и обезврежено с местных дорог в ходе Берлинской операции. Для форсирования реки Одер дорожниками было построено 34 моста, которые обеспечили прорыв советских войск к Берлину.


20 мостов было восстановлено советскими дорожниками через каналы и реку Шпрее в Берлине. Для регулирования улиц в городе было задействовано около 2,5 тысяч солдат, установлено 26 тысяч дорожных знаков и указателей.

21 тысяча километров военно-автомобильных дорог была подготовлена войсками 1-го Украинского, 1-го и 2-го Белорусских фронтов в ходе Берлинской операции весной 1945 года. В сражениях принимали участие 185 дорожных батальонов. При подготовке к решающему штурму дорожниками было разобрано 100 тыс. куб. завалов на улицах Берлина и его транспортных узлах.

59 частей дорожных войск награждены орденами за образцовое выполнение заданий командования в период Великой Отечественной войны. Большинство из них за трудовые заслуги получили почетные наименования своих регионов. Так на фронте появились знаменитые Днепровский, Неманский и Карпатский дорожные батальоны.

21 тысяча воинов-дорожников награждены медалями и орденами за заслуги перед Отечеством в период войны с фашисткой Германией. 15 автомобильных соединений удостоены орденов Кутузова, Александра Невского, Красного Знамени и Красной Звезды за образцовое выполнение заданий командования.


«От дорог зависел своевременный выход и быстрое развертывание войск, подача резервов и снабжение наступающих частей в ходе боя. Прокладывались отдельные дороги для танков, колесных машин и конногужевого транспорта. Каких только дорог здесь не было: по болотам и мокрым лугам шли деревянные настилы из жердей, уложенных поперек на продольных лежнях; имелись и колейные дороги из бревен, пластин и досок, уложенных по поперченным жердям; на сухих местах встречались грунтовые дороги». 

Писал маршал К. А. Мерецков.


В трудные годы войны с немецкими войсками советские военно-дорожные подразделения содержали специальные маршруты для движения гусеничных, транспортных и боевых средств, а также гужевого транспорта. Созданные военно-автомобильные дороги (ВАД) армии, фронта и центра обеспечили работу службы регулирования и организации автомобильного движения, а военно-дорожные подразделения осуществляли охрану магистралей и сооружений на них.

Назад к списку