г. Королев

История создания дорожного катка

29.04.2020

Пожалуй, у обычных людей, не связанных своей деятельностью со строительством, дорожный каток ассоциируется с чем-то крайне громоздким, неповоротливым, а главное – довольно простым. Казалось бы, ну что в нем и вправду сложного? Тяжелая махина укатывает своим весом все, что под себя подминает, будь то грунт, щебень, асфальт или бетон. Придумать такое и заставить работать, явно, было делом нехитрым. И мало кто представляет, что на самом деле дорожный каток, наверное, имеет одну из самых давних историй, которая тянется в далекие, технически примитивные времена. Ибо человеку издавна требовалось ровнять площадки и создавать дороги, но при отсутствии двигателей им приходилось это делать, используя собственную физическую силу и силу животных.


Разумеется, одними из первых появились катки, которые тянули люди, лошади, волы и даже слоны. Конечно, эти устройства совсем не походили на современные, оснащенные компьютерами, катки, но все же функцию свою они выполняли.


И так как в старые времена первоочередной задачей человечества являлось выживание, которое обеспечивало еда, то первые трамбовочные устройства появились в сельском хозяйстве. Да-да, изначально катки являлись вовсе не дорожно-строительной техникой, а сельскохозяйственным инструментом, используемым для выравнивания земельных участков и разбивания больших комьев почвы, особенно после вспашки. К слову, стоит сказать, что и сейчас изредка в отдаленных сельских местах можно встретить самодельные ручные катки, которые садоводы используют с целью выравнивания и утрамбовки почвы. Существует и современное навесное оборудование для тракторов, которые тянут за собою по полю большие съемные грунтовые катки. Такие ролики называют полевыми катками, и, как видите, свое первоначальное историческое предназначение они не потеряли и поныне.


В то время, когда человечеству еще не пришла в голову идея создать хотя бы простой паровой двигатель, каток тянул человек-пахарь или вьючное животное. То есть использовалась сторонняя тягловая сила, которая шла впереди. Сейчас, как вы знаете, ролики у катка могут быть расположены как спереди, так и сзади.


Первоначально трамбовочные ролики делались из больших деревянных чурбанов, так как именно они имели большой вес и относительно ровную поверхность, а главное – могли катиться благодаря своей круглой форме. Кстати, существуют упоминания, что в СССР, такие катки, сделанные из деревянных колод, использовались вплоть до 1930-х годов 20 века.

 

Встречались в старину и особо «продвинутые» модели, к примеру, каменные или такие, которые делали из деревянных чурбанов с выдолбленной серединой, куда засыпался щебень. Лишь после того, как человечество открыло для себя металл, который со временем стал доступен и обычным людям, трамбовочные ролики, конечно, стали делать из железа и чугуна. 


Но человеку хотелось создавать все более тяжелые катки, а лошади и волы могли тянуть лишь ограниченный вес. К тому же ими было тяжело управлять, и человек всерьез задумался о создании использования такой силы, которая была бы ему полностью подконтрольна. Он хотел строить механизмы, способные без устали работать самостоятельно. Так понемногу начала появляться самоходная техника, силу которой давал пар.


Забавно, но первоначально слово каток к известной нам дорожной технике не применялся. В 1850 году так стали звать статичный механизм для прокатки и изгиба стальных пластин, которые шли на постройку больших паровых котлов и кораблей. И лишь гораздо позже дорожному катку присвоили такое же имя.


О самом первом построенном человеком дорожном паровом катке известно немногое. Его «отцом» стал французский инженер-изобретатель Луи Лемуа, который смог получить патент на изобретение катка в городе Бордо (Франция) в 1859 году. К сожалению, до нас не дошли даже его рисунки, поэтому сложно представить, как выглядела данная машина.


Первый паровой каток появился на дорогах Англии в 1866 году. Он сошел с производства уже известной на тот момент компании "Эвелинг-Портер" («Aveling & Porter»), его трамбовочный ролик располагался сзади, он весил целых 20 тонн и был оснащен двигателем мощностью всего 12-ть лошадиных сил. Однако, это был лишь прототип, который не вполне устроил его создателей. А вот настоящей промышленной машиной стал 30-тонный каток, который впервые появился на постройке дороги в Гайд-Парке Ливерпуля. Эта махина имела внушительные размеры и довольно забавный дизайн.


Необходимость постройки тяжелых паровых катков была обусловлена, прежде всего, изобретением, так называемого, дегтебетона (гудрона) – покрытия, которым стали мостить дороги. Его изобрел в 1901 году английский гражданский инженер Эдгар Пернелл Хули, основатель компании «Tarmac PLC» (сейчас всемирно известного производителя строительных материалов). На самом деле, это покрытие было прародителем современного асфальта, которого так ждала развивающаяся автомобильная промышленность начала 20-го века.


Большинство первых производителей паровых катков создавали машины, которые пытались использовать принцип тягловой силы. То есть в их технике трамбовочные ролики располагались сзади, а паровой двигатель их просто тянул. Но, довольно скоро они поняли, что этот принцип работы не очень эффективен, и стали заменять главным роликом передние колеса машин. С таким устройством дорожная техника могла быть какой угодно тяжелой, к тому же управлять ею становилось легче. Но и тут вскоре стало ясно, что одного переднего вальца на катках хватает для утрамбовки грунта и щебня, но совсем не достаточно для укладки асфальта. И тогда производителям пришла в голову идея заменить все колеса машины роликами, расположив один спереди, а второй сзади. Так на свет появились тандемные катки, первоначально двухвальцовые, а затем и трехвальцовые. Их изобретение на территории Европы приписывают английской компании «Robey & Co.». Свой первый тандемный каток они выпустили в 1925, оборудовав его двигателем от паровоза и цепной передачей. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что компания «Robey & Co.» стала первой выпускать тандемные катки только на территории Европы. В США нашелся свой пионер этих машин – им стала компания «Buffalo springfield», умудрившаяся создать первый двухвальцовый каток на год ранее «Robey & Co.».


И заканчивая рассказ о паровых катках, хотелось бы напоследок сказать, что даже после изобретения двигателя внутреннего сгорания они долгое время оставались очень популярны. Настолько, что некоторые дорожные компании в Соединенных Штатах Америки использовали их вплоть до 50-х годов 20-го столетия, а в Великобритании несколько паровых катков оставались в коммерческой эксплуатации до начала 1970-х годов.


По мере освоения технологии двигателей внутреннего сгорания, в 20-ом веке, большинство инженеров стало пытаться переводить свою технику на использование продуктов переработки нефти. Однако, в начале века «нефтяные» двигатели были маломощны и крайне массивны. И первые дорожные катки, соответственно, также приобретали непомерный вес и ужасающие габариты, при этом оставаясь малоэффективной техникой. Конструктивно они походили на паровые катки, используя аналогичные технологии передачи мощности от двигателя к трамбовочным цилиндрам. Но, бензин плохо справлялся с этой задачей (катку не хватало тяги на низких оборотах), и все дорожные машины довольно быстро переориентировались на дизельное топливо. Дизельными они остаются и поныне.


Впрочем, как и в случае с иной техникой, переломным моментом в изменении конструкции дорожного катка стала Вторая мировая война. Во время которой к производству дорожной техники подключилась компания Fordson, да и иные известные нам производители.


В наше время, дорожные катки – особый вид спецтехники, используемый при строительстве и ремонте дорог. Данная техника имеет разную форму и принцип работы. Чтобы верно подобрать требуемую модель, важно тщательно изучить технические характеристики дорожных катков. Сфера применения довольно обширна, сюда относятся промышленность, железнодорожное строительство, городское и аэродромное, а также автомобильная отрасль. Спецтехника считается самой надежной, она удобна в использовании и имеет привлекательный внешний вид.


Прогресс не стоит на месте. С развитием мирового автопрома и все большей и большей загруженностью городов транспортом должно меняться и качество дорог, а, соответственно, и техники, которая их укладывает. Поживем – увидим, что приготовило нам будущее.

Назад к списку